Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
25.05.2021
Прокурор разьясняет

О взыскании процессуальных издержек

 

Федеральным законом от 30.04.2021 № 111-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, которыми урегулированы отдельные положения о взыскании процессуальных издержек.

Так, при прекращении уголовного дела частного обвинения по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24 УПК РФ (отсутствие в деянии состава преступления), в случае принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, расходы потерпевшего, связанные с выплатой вознаграждения его представителю, взыскиваются с лица, в отношении которого прекращено уголовное преследование.

Помимо изложенного, статья 132 УПК РФ дополнена положениями о возможности взыскания процессуальных издержек с лиц, уголовное дело или уголовное преследование в отношении которых прекращено по основаниям, не дающим права на реабилитацию.

 

Об утверждении антитеррористических требований для детских лагерей

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 732 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для указанных целей.

Введены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности указанных объектов (территорий) и распространяются на объекты (территории), предназначенные для организации отдыха детей и их оздоровления, включенные в соответствующий реестр организаций на территории субъекта Российской Федерации.

Так, во всех детских лагерях появится система передачи тревожных сообщений. Требованиями предусмотрен осмотр зданий и территорий не реже 4 раз в день.

Помимо изложенного, новыми требованиями предусмотрено категорирование мест отдыха и оздоровления несовершеннолетних, а именно детские лагеря будут разделены на 4 категории, для каждой из которых установлены отдельные требования к безопасности.

Например, организации 1 категории должны иметь особую систему охраны, обеспечиваемую сотрудниками частных охранных организаций, подразделений войск национальной гвардии или ведомственной охраны.

Присвоение категорийности объекта будут осуществлять специальные комиссии, в состав которых включаются представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, работники объекта (территории) стационарного типа, представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории), территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (по согласованию). К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).

Постановлением также утверждена форма и правила ведения паспорта безопасности, который должен быть в каждом детском лагере

 

Об уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве

 

Уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве предусмотрена статьей 291.1 УК РФ.

Под посредничеством во взяточничестве понимается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Посредничество может выражаться в непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателю или взяткополучателю, в обещании или предложении передать взятку, а также в ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении или реализации ими соглашения о даче (получении) взятки.

Иное способствование в передаче взятки может охватывать все иные виды содействия или пособничества (дачу советов, информации, средств передачи взятки, устранение препятствий и т.п.).

Максимальный размер наказания за совершение неквалифицированного посредничества во взяточничестве установлен в виде лишения свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 20-кратной суммы взятки.

Состав указанного преступления образуется только в случае, если размер взятки превышает 25 тысяч рублей.

При наличии квалифицирующих признаков, сформулированных законодателем как посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения, а также совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в крупном размере или особо крупном размере, виновному может грозить ответственность в виде лишения свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 70-кратной суммы взятки.

Помимо непосредственного посредничества во взяточничестве законодателем выделена часть 5 рассматриваемой статьи, которой предусмотрена ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве, которое считается оконченным с момента совершения лицом действий (бездействия), направленных на доведение до сведения взяткодателя и (или) взяткополучателя информации о своем намерении стать посредником во взяточничестве.

За обещание или предложение посредничества во взяточничестве уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 30-кратной суммы взятки.

Кроме того, законодателем предусмотрены исключительные обстоятельства, исключающие наказуемость рассматриваемого деяния, изложенные в примечании к статье 291.1 УК РФ, согласно которой лицо, совершившее указанное преступление освобождается от уголовной ответственности, в случае если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Также не образуют состав рассматриваемого преступления действия лица, если в отношении такого лица заявлены требования о даче взятки или коммерческом подкупе и оно до передачи ценностей добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело либо осуществлять оперативно-розыскную деятельность. При этом в случае, когда передача имущества, предоставление имущественных прав, оказание услуг имущественного характера производились под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования, деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат возвращению их законному владельцу.

 

Порядок оплаты труда присяжного заседателя за участие в отправлении правосудия

 

В соответствии с Федеральным законом РФ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан является гражданским долгом.

Согласно законодательству в настоящее время уголовные дела с участием коллегии присяжных заседателей рассматриваются не только судами субъекта Российской Федерации, но и федеральными судами городского и районного уровня по определенной законом категории дел (в частности, по ч.1 ст. 105, ч.4 ст. 111, ч.3 ст. 30, ч.5 ст. 228.1 УК РФ).

В осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей вправе принимать участие граждане, как имеющие основное место работы и заработок, так и не трудоустроенные лица.

В соответствии со ст. 165 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освободить работника от работы в случае, если он должен исполнять обязанности присяжного заседателя в рабочее время, и сохранить за ним должность. Оплачивать это время работодатель не должен.

Помимо изложенного, в соответствии со ст. 11 ФЗ РФ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускается.

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.        

Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

 

О новых правилах рефинансирования ипотеки, на жилье, приобретенное с использованием средств материнского капитала

 

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 № 603 признан утратившим силу подпункт «г» пункта 15(1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 862

Ранее, лицо, получившее сертификат, было обязано оформить жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, в общую собственность с определением размера долей несовершеннолетних детей в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения - в случае приобретения или строительства жилого помещения с использованием ипотечного кредита (займа).

Указанное положение приводило к тому, что рефинансирующий банк получал в залог квартиру, собственниками которой в том числе являлись несовершеннолетние граждане, что зачастую являлось причиной отказа банков в рефинансировании ипотеки с материнским капиталом.

Теперь семьи смогут оформлять на детей квартиру, приобретенную с использованием средств материнского капитала, после полного погашения кредита, предоставленного банком, рефинансировавшим ипотеку.

Изменения вступили в силу 28.04.2021.

 

Об ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в лесах

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах утверждены.

Так, согласно п. 8 Правил со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

- использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах использование открытого огня допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. Открытый огонь (костер, мангал, жаровня) после завершения сжигания порубочных остатков или его использования с иной целью тщательно засыпается землей или заливается водой до полного прекращения тления;

- бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);

- применять при охоте пыжи из горючих (способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) или тлеющих материалов.

 

О последствиях ограничения в родительских правах

 

В Семейном кодексе Российской Федерации закреплена возможность ограничения родителей (либо одного из них) в родительских правах, для защиты прав детей.

Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав).

При этом ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).

Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.

В соответствии с частью 1 статьи 74 Семейного кодекса родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Согласно части 2 статьи 74 Семейного кодекса ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка.

Частью 3 статьи 74 Семейного кодекса установлено, что ребенок, в отношении которого родители (один из них) ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

В случае ограничения родительских прав обоих родителей, в соответствии с частью 4 статьи 74 Семейного кодекса, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

 

Положения законодательства об обязанностях работодателя при несчастном случае

 

Несчастный случай на производстве — случай травматического повреждения здоровья пострадавшего, произошедший по причине, связанной с его трудовой деятельностью, или во время работы.

Законодательное определение термина «несчастный случай на производстве» установлено для целей ФЗ от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В соответствии со ст. 3 указанного ФЗ несчастный случай — это событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим ФЗ случаях как на территории страхователя, так и за её пределами либо во время следования к месту работы или при возвращении с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на др. работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Согласно ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации несчастными случаями признаются случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

При несчастных случаях, указанных в статье 227 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель (его представитель) обязан: немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию; принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц; сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в Трудовом кодексе Российской Федерации, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего; принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с нормами трудового законодательства.

 

Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

 

В соответствии со ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе: направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий.

Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника; использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

 

Конфискация как мера наказания за коррупционные правонарушения

 

Одной из действенных мер уголовно-правового характера в борьбе с коррупционными преступлениями всегда был такой вид воздействия на преступника, как принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства имущества, полученного в результате совершения преступлений, то есть его конфискация.

Конфискация имущества существовала в Уголовном кодексе Российской Федерации до 2003 года, но только в виде дополнительного уголовного наказания. Предметом конфискации могло быть любое имущество осужденного (в том числе и благоприобретенное), за исключением включенного в перечень имущества, не подлежащего конфискации. Исключение данного вида уголовного наказания из Уголовного кодекса Российской Федерации значительно снизило превентивную роль закона в борьбе с коррупцией, поскольку сделало практически невозможным изъятие доходов, полученных преступным путем, и воздействие на экономические основы преступности.

В 2006 году Федеральным законом от 27.07.2006 № 153-ФЗ Уголовный кодекс дополнен главой 15.1 «Конфискация имущества». Данная глава включает статьи 104.1 – 104.3, которые относят конфискацию имущества к иным мерам уголовно-правового характера, применяемым к лицу, совершившему преступление определенного характера, в целях устранения условий, способствующих совершению новых преступлений.

Статья 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит конкретный перечень уголовно наказуемых деяний, в отношении которых применяется институт конфискации. Среди них преступления коррупционной направленности, наиболее распространенные из которых предусмотрены статьями 204 (коммерческий подкуп), 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 290 (получение взятки) Уголовного кодекса Российской Федерации, и другие.

Этой же статьей определены виды имущества, подлежащего конфискации. В части коррупционных преступлений к ним относятся:1) деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате совершения преступлений указанной категории, в том числе предмет взятки или коммерческого подкупа; 2) доходы, полученные от использования такого имущества; 3) орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому.

При этом если деньги, ценности и иное имущество, а также доходы от него подлежат конфискации только за преступления, указанные в статье 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, то орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, могут быть конфискованы судом по делам о преступлениях, перечень которых законом не ограничен.

На практике нередко встречаются случаи, когда лица, совершившие преступления, во избежание уголовного преследования и конфискации имущества оформляют его на членов своей семьи или иных доверенных лиц. В связи с этим частью 3 статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена конфискация имущества, переданного осужденным другому лицу (организации), если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий.

Таким образом, охраняются законные права добросовестных приобретателей и ограничивается возможность манипуляции с имуществом, добытым преступным путем.

Одновременно с этим статьей 104.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если конфискация определенного предмета, на момент принятия судом решения о его конфискации невозможна вследствие использования, продажи, утраты, порчи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета.

Данное положение исключает возможность использования результатов преступной деятельности в тех ситуациях, когда преступник успевает на похищенные средства приобрести недвижимость, вложить их в производство и т.д. При этом конфискация у виновного денежной суммы не исключается и взамен предмета, переданного им другому лицу, если последнее признано добросовестным приобретателем.

Не менее важным является положение закона, определяющее приоритет возмещения причиненного вреда перед конфискацией имущества.

Статья 104.3 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает в первую очередь решение вопроса о возмещении ущерба законному владельцу. Даже в случае, если у виновного отсутствует принадлежащее ему на праве собственности имущество, кроме полученного преступным путем, то именно из стоимости последнего первоначально возмещается ущерб, причиненный законному владельцу, после чего оставшаяся часть обращается в доход государства.

Для обеспечения возможной конфискации имущества суд на основании ходатайства следователя в ходе предварительного расследования либо самостоятельно в ходе судебного разбирательства принимает решение о наложении ареста на имущество, подлежащее конфискации, добытое в том числе в результате совершения преступлений коррупционного характера.

Поделиться:
Дата создания: 31.05.2021 13:24
Дата последнего изменения: 31.05.2021 13:24